Аренда кабинетов

Архив фотографий

Блог, статьи

Наши контакты:

элект. почта info@harmony.kz

моб. тел. +77711035289

есть WhatsApp

 

Наш адрес:

ул. Куйши Дина, 8

центр развития "Harmony"

(возле ТД "Евразия")

Мы в соц. сетях, а вы с нами?!

ИП "Центр развития Harmony"

г. Астана

Работаем с 2012 года.

© Все права защищены

Что такое арт-терапия и в чем ее польза? Как следует организовать работу с детьми и их родителями?

• Когда родителям следует обращаться к психологу?

 

Развитие ребенка с ранних лет очень важно именно со стороны родителей. Необходимо соблюдать баланс: чтобы не было гиперопеки, но и отсутствия внимания тоже. Родители должны внимательно следить за состоянием своего ребенка, и сразу же, как заметят в нем агрессию или тревожность, привести его к частному или школьному психологу. Сознание ребенка можно сравнить с водой, а все проблемы и негативные настроения – с грязью в ней. При отсутствии правильного подхода психологи могут поднять в воде небольшую бурю, изучить проблему, объяснить поверхностно, но грязь все равно останется. Поэтому самое главное на начальном этапе – очистить сознание ребенка.

 

Нас часто спрашивают: как работать с ребенком, когда это так тяжело? С одной стороны – да, тяжело, а с другой – ребенок очень чист, искренен, и к нему нужно найти подход именно сердцем. Ему нельзя приказать: делай то-то, подумай о том-то. Все-таки мы работаем с  душой, и приказы здесь излишни. Современные дети обладают очень высоким уровнем развития сознания. Иначе их называют «дети-кристаллы» - то есть, если они видят в вас внутренние проблемы, то не вы, а они провоцируют вас, подталкивают к их выявлению. Есть родители, которые понимают эти нюансы, и работают над собой.

 

 

• Теория и практика.

 

Я практикую психологию около 3-4 лет, во время учебы изучала все в теории, а на практике, как и во многом другом, все по-другому – гораздо сложнее. С третьего курса я начала практиковаться и обучалась многим техникам, в том числе – арт-терапии. Видела многих детей, направленных к опытному психологу нашего клуба Тойжан Рамазановне. Мы работаем с детьми, которые психически здоровы, но имеют поведенческие нарушения. Лично я работаю с детьми, чувствующими недостаток внимания и оттого проявляющими агрессию, а сложными случаями занимается Тойжан Рамазановна.

 

• Разработка собственной методики и порядок работы с ребенком.

 

Чтобы разработать одну методику, нужно попробовать  многие, заниматься их исследованием, сравнивать и сопоставлять. В арт-клубе «Крылья радости» мы практикуем арт-терапию и мандалотерапию. Последняя стала популярна в нашей стране сейчас, хотя мы уже много лет работаем по этой методике. Мандалотерапия очень тонко и глубоко работает с психикой, с санскрита переводится как «круг». Ребенок, занимаясь мандалотерапией, погружается в свой внутренний мир, рисует или раскрашивает, не давая никакого анализа, не оценивая свой труд. Происходит прямая крепкая связь со своим внутренним «я». Еще Карл Юнг в 1916 году впервые испробовал мандалотерапию и понял, насколько эта методика глубоко влияет на человека.

 

Порядок работы с ребенком такой: проводится диагностика, составляется протокол, разрабатывается план следующих занятий. В них обязательно включены арт-терапия, методики, которые, по мнению психолога, будут полезны, и в конце обязательно релаксация, чтобы ребенок расслабился. Выполняем мы и дыхательные упражнения. Сначала необходимо наладить связь с ребенком, и это возможно посредством именно арт-терапии. Потом подключаются другие методики для расслабления и расширения круга занятий.

 

Если мы видим, что у ребенка есть страх, о котором он не говорит, хорошо помогает сказкотерапия, потому что у него нельзя напрямую узнать, чего он боится, и требовать назвать причину своего страха. Но через сказку, когда ребенок входит в роль, посредством ее он может высказать свои внутренние переживания. Мы практикуем и песочную терапию, которая неизменно дает хорошие результаты.

 

Каждое занятие у психолога направлено на опередленное чувство. Например, первый урок – если это радость, то мы всесторонне отрабатываем это чувство, наблюдаем, как оно проявляется. Далее – грусть, гнев и так далее в строгой последовательности.

 

• Что отвечать родителям, считающим походы к психологу пустой тратой времени?

 

Сначала нужно поработать с самими родителями.  Сейчас, кстати, они более продвинутые, по сравнению с нашими – они понимают, что нужно ребенку, не боятся похода к психологу. Если вы помните, раньше считалось, что к психологу ходят только совершенно ненормальные люди или люди, неспособные решить свои проблемы самостоятельно. Сейчас родители более бдительные, они понимают, что, если ребенок чувствует себя плохо в психологическом плане, значит, в их семье или в одном из родителей есть что-то, провоцирующее проблему.

 

Неоднократно мы наблюдали за родителями, которые поначалу были настроены отрицательно к сеансам у психолога, но потом, видя результат, меняли свое отношение. Большая трансформация происходит и с детьми: при работе с психологом это неизбежно, и мы слышали от них потом:  мама стала ко мне по-другому обращаться, или папа начал ко мне прислушиваться. Поэтому я не могу сказать, что есть родители, однозначно настроенные против походов к психологу, я с такими не сталкивалась.

 

• Что такое арт-терапия и чем она отличается от других методик работы с ребенком?

 

Есть и другие направления – гештальт-терапия, например, но они не подходят для работы с ребенком. Гештальт-терапия – сложная методика, направленная больше на взрослых. Уникальность арт-терапии состоит в том, что можно работать как со взрослыми, так и с детьми, давая им свободу.  Мы не вводим человека, который пришел к нам, в какие-то рамки, а в других методиках они есть.

 

Не открою никому секрета, если скажу, что в настоящее время все мы испытываем большое количество стресса ежедневно. Как результат: люди, как говорится, ходят в уме, часто думают о прошлом, о будущем – что они наденут, что приготовят и так далее. Родители хотят, чтобы дети все успели: и на плаванье их записывают, и на музыку. Разностороннее развитие – это, конечно, хорошо, но иногда нужно позволить ребенку прислушаться к внутреннему «я».

 

Мы даем ему краски, кисть, и позволяем выплеснуть все свои эмоции – получаются очень интересные работы. Дети, которые более восприимчивы, сразу начинают вливаться в работу: первые рисунки у них черные,  слишком агрессивные, а дальше, когда они успокаиваются, прислушиваются к себе, рисунки становятся более спокойными.

 

Из своего опыта могу сказать, что до знакомства с арт-терапией рисование было для меня чистым ужасом – у меня не было способностей к этому, как я думала, и пока я училась в школе, за меня частенько рисовали родители. Но после того, как я ознакомилась с методиками арт-терапии и интуитивной живописи, то начала рисовать не своим умом, а сердцем. У меня появились такие рисунки, что друзья и знакомые не могли поверить, что их авторство принадлежит мне.

 

Бывает и так, что родителям кажется, будто на арт-терапии ребенок ничего не делает: рисует что-то, и все. Однако все гораздо сложнее: у ребенка идет большая внутренняя работа. Важно не вмешиваться в этот процесс: если ты будешь рисовать с ребенком, то можешь помешать ему, начав выражать собственные чувства. Поэтому на занятиях арт-терапии ребенку предоставляется полная свобода, преподаватель не мешает ему, не направляет его.  Мы просто наблюдаем  за ним. Уже после занятия можно спросить его,  что он нарисовал, что он хотел этим сказать и так далее.  И тогда наружу выходят все его переживания. Арт-терапия хороша и тем, что в ней не бывает травм – ни физических, ни психологических.

 

• Чем отличается работа психолога с детьми и взрослыми?

 

Дети – они очень спонтанные, все чувствуют и сразу вливаются. Со взрослыми сложнее – у них есть рамки, они все подвергают анализу и сомневаются: ищут подвох, концентрируются на процессе, не отпускают себя. Поэтому при работе с ними мы сначала успокаиваем ум при помощи концентрации на пламени свечи или на цветке, видеотерапии, дыхательных упражнений. И только после этого переходим к арт-терапии. Вот если я сейчас вам скажу: нарисуйте то, что вы чувствуете, как думаете, что произойдет? Вы начнете думать: какую краску взять, что подумают о вас, если вы выберете красный или зеленый цвет. Такие мысли мешают процессу, загоняют вас в рамки.  С ребенком, наоборот, упражнения на концентрацию не получатся: они слишком подвижные, восприимчивые, и поэтому им мы сразу даем кисти и краски и позволяем рисовать все, что они чувствуют.

 

• Об интуитивном рисовании.

 

Интуитивное рисование – процесс, когда человек рисует своим сердцем. К этому не так легко прийти, но есть восприимчивые люди, которые сразу, без подготовки, могут войти в требуемое состояние и начать рисовать. Был интересный случай: на одну из выставок, организованных нами, пришла бабушка с внучкой, которая очень любит рисовать. Мы дали девочке все необходимое, объяснили, как нужно рисовать, а бабушка наблюдала за ней. Потом и она попросила у нас кисти и краски, и по ее рисункам мы поняли, как тонкая и чуткая у нее душа. Она просто рисовала, зная, что никто не будет ее оценивать и контролировать, и сама не заметила, какие картины у нее появились. В них чувствовались нежность и чистота.

 

Раз в неделю мы проводим встречи арт-клуба «Крылья радости» на благотворительной основе, и приходят люди, которые лет двадцать не рисовали и не верили, что у них получится. Я же уверена: все зависит от внутреннего стремления, энтузиазма. Порой такой красоты картины получаются, что их можно выставлять. Когда человек дает себе полную внутреннюю свободу, он раскрывается и расширяет свои возможности.

 

• Картины каких художников позитивно влияют на настроение?

 

Я не могу сказать, что нужно смотреть картины определенного художника – главное, чтобы краски были яркими и привлекали ваш взгляд, а не отталкивали его, не вводили вас в грусть или в депрессию.  Когда вы смотрите на картину, вы сразу понимаете по своим чувствам, нравится она вам или нет. Вы не будете смотреть на картину, которая не притягивает ваш взгляд, не отвечает вашим запросам. Например, Шри Чинмой рисовал именно медитативным способом, и давал каждой картине название. И на выставке его картин, когда люди подходили и выбирали картину, проявлялось их внутреннее состояние: например, если человек выбирал картину «Толерантность», значит,  сейчас ему не хватает ее.

 

Кто-то выбирал «Счастье», потому что в нем оно есть или, наоборот, он чувствует его отсутствие. Так что я не могу однозначно сказать: эта картина этого художника вам точно будет полезна, а эта – нет. Этот процесс – очень личный. Единственная рекомендация: выбирайте те картины, которые заставляют вас радоваться, испытывать положительные эмоции.

 

• О популярности цветотерапии.

 

Цветотерапия сейчас чрезвычайно популярна. Я заметила в европейских странах тенденцию раскрашивать в яркие цвета автобусы, стены домов – людям явно не хватает яркости в их серых буднях, и таким образом они восполняют этот пробел.  Такой подход мне очень нравится, ведь они дарят себе и окружающим положительные эмоции.

 

• Чем полезна музыкотерапия?

 

Медитативная музыка отличается от той, которую мы привыкли слушать каждый день – музыки очень эмоциональной. Но впечатления от нее быстро проходят, и сложно бывает вызвать в памяти те чувства, которые она вызывала. А музыка медитативная, напротив, сохраняет впечатления от себя очень долго. Когда вы вспоминаете о ней, то непременно испытываете теплые чувства, которые легко можно вернуть. Инструменты медидативной музыки – это в основном флейта и арфа.

 

Посредством музыкотерапии вы можете чувствовать движения своей души. При рисовании очень полезно включать музыку, так как она помогает войти в требуемое состояние. Поэтому на занятиях мы обязательно включаем музыку – и во время рисования, и во время концентрации, делая акцент на флейтовой музыке, которая тонко влияет на нервную систему.

 

• Об аутотренинге.

 

Аутотренинг включает в себя упражнения на концентрацию и дыхание. Концентрацию мы делаем, как я уже говорила, на цветок или на свечу. Очень важно именно живое выбирать объектом, потому что так быстрее достигается состояние спокойствия. Концентрация на точку тоже возможна, она помогает, но эффект от нее не такой. Аутотренинг обязательно проводится перед рисованием или после него, чтобы расслабиться и успокоиться.

 

• Как видеть красоту вокруг каждый день?

 

Большая проблема на сегодняшний день – тоннельное видение, заключающееся в том, что мы делаем только то, что от нас требуется, и не замечаем окружающего мира. А для полноты жизни необходимо чувствовать настоящий момент, жить в сегодняшнем дне, а не в прошлых или грядущих проблемах.

 

Хорошее упражнение, которое вам поможет избавиться от тоннельного видения: когда едете в автобусе или идете по улице, внимательно посмотрите на небо, на деревья, на цветы, концентрируйтесь на них и глубоко дышите. Представьте себе, что с каждым вдохом в вас входят положительные чувства, а с выдохом – уходят все отрицательные, мешающие жить.  И с каждым вдохом старайтесь делать все это медленнее и медленнее. Конечно, будут мысли, от них никуда не деться, но постарайтесь представить, что двери прошлого и будущего закрыты, есть только настоящее.

 

Вы здесь и сейчас – едете или идете, чувствуете красоту неба, деревьев, цветов. Почувствуйте, что вы только в настоящем.  На эти упражнения не требуется много времени – одну-две минуты уделите им, и почувствуете, что у вас появляется связь с внутренним «я».

Садембай Назерке – детский психолог центра развития «Harmony», преподаватель детского клуба «Крылья радости»

Поделись статьей с друзьями